на главную e-mail карта сайта
Информационный центр реформы ЖКХ
поиск
+расширенный поиск
Новости | События | Публикации | Экспертиза | Форум | Ссылки | О проекте | О Клубе  
главная > Публикации > Ход реформы ЖКХ > Долги в ЖКХ достигли 360 миллиардов рублей

Долги в ЖКХ достигли 360 миллиардов рублей


07.04.2006



Радио Маяк

Владимир Анатольевич Яковлев




 - На заседании совета будут подводиться, как и было сказано, первые итоги реализации национальных проектов, в том числе и национального проекта в области жилья. Как вы для себя формулируете эти первые итоги?
 ЯКОВЛЕВ: Президент обозначил четыре национальных проекта в сентябре месяце. Минрегион должен был до конца 2005 года подготовить федеральную целевую программу как инструмент по реализации национального проекта. Эта задача была выполнена, и сейчас наступил второй этап - реализация проекта. В федеральной программе четыре основных подпрограммы. Это обеспечение жильем тех людей, которым государство должно предоставить бесплатное жилье, таких семей по программе 708 тысяч, и до 2010 года 133 тысячи семей будут обеспечены через государственные жилищные сертификаты.


 - Не маловато? Не радуют такие перспективы.
 ЯКОВЛЕВ: Если вообще ничего не делалось, жилье предоставлялось в ограниченном количестве, очереди двигались в течение 20 лет, то мы предполагаем, что очередь к 2010 году должна уже не 20 лет по своей продолжительности быть, а сократиться до 5-7 лет, то есть это важный шаг. Мало того, государство начинает выполнять свои обязательства.


 - Вы имеете в виду, что дает жилье?
 ЯКОВЛЕВ: Дает жилье тем категориям, которым обязано по закону передать. Кто под эту категорию подходит? Это военнослужащие, увольняемые в запас, военнослужащие, уволенные в запас (сегодня они уже находятся на учете не в Министерстве обороны, а в муниципалитетах); это люди, переселяемые с Севера, это просто переселенцы с других территорий; это ликвидаторы различного рода катастроф, как чернобыльцы, как участники событий на предприятии "Маяк"; это инвалиды, это участники войны. То есть по этим категориям государство взяло на себя обязательства и начинает решать задачу. Вторая подпрограмма - это молодежная группа людей, которая самостоятельно решить вопрос по оплате первого взноса не может. Поэтому государство помогает. 40 процентов субъекты и федеральный бюджет выделяют средств молодой семье, семье до 30 лет, она оформляет ипотечный кредит, начинает жить в квартире и дальше уже оплачивает проценты по реализации ипотечного кредита.


 - Эта система уже работает или это только планы?
 ЯКОВЛЕВ: Эта система уже начинает действовать в этом году.


 - Но примеры какие-то уже есть?
 ЯКОВЛЕВ: Примеры есть по прошлым годам, когда уже тема молодежной семьи работала, но стимул там был один: если семья молодая имеет детей и количество детей в семье увеличивается. Сейчас включается более широкая группа молодых людей в реализацию этого проекта. Но по старым обязательствам государство отоваривает все то, что обещало. Такие молодые семьи в 40 субъектах остались, и заявка сделана на 605 миллионов рублей, и мы ее уже начинаем отоваривать.


 - Вы имеете в виду деньги, которые идут на первый взнос?
 ЯКОВЛЕВ: Да, имеются в виду деньги, которые идут в виде субвенций на первые взносы. Третья программа - это инженерная подготовка территорий, модернизация жилищно-коммунального хозяйства - четвертая программа, а вместе они направлены на увеличение объемов строительства за счет инженерной подготовки территорий. Об этом сейчас очень много разговоров. Все прекрасно понимают, в какой ситуации находятся субъекты. Инженерно подготовленных территорий недостаточно для увеличения объемов строительства, мощностей, обеспечивающих будущее жилье, не хватает - это электричество, тепло, водоотведение, и в этом направлении сейчас ведется большая работа. И как раз на национальном совете разговор именно об этом, и поставлена президентом задача - процесс ускорять, увеличивать тот темп, который был задан в начале года.


 - Вода, газ, электричество - это то, что нужно уже для готового жилья. Но многие эксперты утверждают, что у нас не хватает строительных мощностей, что даже те темпы строительства, которые есть сейчас, не покрываются теми ресурсами, которые есть в строительстве. Что невозможно строить.
 ЯКОВЛЕВ: Я могу заверить всех, кто нас слушает: нам на два ближайших года под те объемы строительства, которые заложены в Федеральной целевой программе "Жилище", хватает и строителей, хватает и материалов, и механизмов, а вот через два года нам надо задуматься. По цементу необходимо увеличение мощностей, мы сейчас думаем и о замещающих цемент материалах, которые Европа уже использует сегодня активно. Нам не надо забывать, что мы лесная страна, поэтому деревокаркасное строительство в лесных регионах должно использоваться более активно, как это делается в Канаде, в соседних наших странах - Финляндии, Швеции и Норвегии, и над этой темой мы сегодня работаем. Могу сказать, что недавний мой разговор с губернатором Архангельской области как раз подтвердил это направление. 50 миллионов кубометров сухостоя, практически готового материала для деревянного каркасного строительства, имеется в наличии. Его только надо использовать, создав нормальную производственную площадку по изготовлению стеновых панелей. Я думаю, что этот проект имеет право на жизнь, и он решит также часть задач. То, что касается других строительных материалов. У нас несколько лет назад была проблема со стеклом. Сегодня построено несколько стекольных комбинатов, и они эту задачу решают. Вопросы сантехнического оборудования, вопросы труб, вопросы металлопроката - это все решаемые вопросы. И рынок здесь активно следует за строителями.


 - Но эксперты исключительно про цемент говорят, они говорят о том, что оборудование наших цементных заводов где-то изношено на 70 процентов, где-то на 100 процентов. Без цемента ничего не будет. Вы опять скажете, что ничего подобного, на два года запасов хватит?
 ЯКОВЛЕВ: Я еще раз подтверждаю, что цементное наше производство на два года по тем темпам, по тому объему, который запланирован, достаточно. А то, что цементная промышленность изношена, что на 70 процентов оборудование и морально и физически устарело, это абсолютно правильно. Неслучайно и на нашей межведомственной рабочей группе, которая работает по поручению президента, мы уже не первый раз рассматриваем ситуацию в промышленности стройматериалов и конкретно в цементной промышленности, в домостроении, и появляется уже ряд конкретных предложений, а нам поставлен срок в течение 2-3 месяцев подготовить конкретные предложения, как дальше мы будем развиваться, чтобы рос объем промышленности по всем материалам и конкретно по цементу.


 - Владимир Анатольевич, я хочу вам задать вопрос по поводу вашего заявления, которое вы сделали на днях. Вы сказали, что нужно чистить списки очередников на получение квартир, сокращать их. Народ боится, что досокращают до такого уровня, что никто из тех, кто находится сейчас в этих списках, жилье получать не будет, а некоторые находятся там много лет, как вы знаете. Что вы имели в виду? Пожалуйста, расшифруйте, как чистить будете.
 ЯКОВЛЕВ: Чтобы окончательно всех не напугать, могу сказать, что мы должны получить достоверные списки, списки по полной программе, так, как это положено, для того чтобы предоставить жилье. Зачастую субъекты Российской Федерации нам предоставляют списки: фамилия, имя, отчество. Там основного нет: когда поставили на учет. Либо по семье, по количественному составу идут изменения. Мы все это должны понять. И речь не идет о том, чтобы кого-то исключать, речь идет о том, чтобы четко, понятно представить документ, по которому обеспечивается жилье. Ну, к примеру, по Ростовской области проводили инвентаризацию. 96 тысяч у них числилось очередников - тех, которые подпадают под программу. У них же есть очередники местные. Сейчас мы говорим о федеральных участниках подпрограммы. И вместо 96 тысяч они нам представили список на 46 тысяч человек, то есть разница есть. Но мы не исключаем того, что, может быть, что-то потеряно, что-то забыто, что-то уточняется. Списки будут уточняться. Но на первый год, на второй год нам достаточно для того, чтобы четко, твердо, оценочно правильно производить предоставление жилья. 133 тысячи семей будут обеспечены до 2010 года. Обеспечиваются, надо иметь в виду, в количественном плане пропорционально количеству участников, зарегистрированных на территории. Здесь, конечно, должны быть более четкие, понятные списки. А с 90-го года на самом деле инвентаризации как таковой, в общем-то, не было.


 - Представим ситуацию: кто-то обнаружил, что его фамилия отсутствует в списке очередников. Что ему делать, к вам обращаться?
 ЯКОВЛЕВ: Немедленно в свой муниципалитет, субъект, и разобраться там на месте. Думаю, что, если все подтверждается, никто его исключать не будет. Но в конкретном случае он имеет право обратиться и к нам, мы дадим поручение разобраться. Но хочу сразу всем сказать: Минрегион не формирует списки, и Росстрой не формирует списки. Он работает по готовым спискам. Зачастую те же работники Росстроя могут подходить формально: если в списке нет какой-то цифры, они могут этот список вернуть. Но его необходимо доработать на территории. И мы сегодня призываем не расчистить списки с целью просто физического исключения, а представить реальную картину.


 - Теперь переходим к реформе жилищно-коммунального хозяйства. Самый первый вопрос: а реформа жилищно-коммунального хозяйства у нас вообще есть?
 ЯКОВЛЕВ: Реформа на самом деле идет, это люди должны понимать и должны чувствовать. В чем она заключается? Она заключается в том числе и в упорядочении взаимоотношений по оплате жилищно-коммунальных услуг, в социальной защите граждан, перед которыми государство несет свои обязательства, решении ряда организационных вопросов. Давайте, объективно оценивая ситуацию, скажем: 360 миллиардов рублей долгов, которые находятся на балансах в жилищно-коммунальных структурах и муниципалитетах.


 - А кто-нибудь разбирался, как накопились эти долги?
 ЯКОВЛЕВ: Разобрались с этими долгами. 70 миллиардов в этих объемах - это долги жителей, которые не заплатили за услуги. Дальше - это долги муниципалитетов и предприятий перед поставщиками газа, электроэнергии, тепла. Дальше - это задолженности бюджета перед поставщиками. В чем они заключаются? Я вам назову цифры. Государство, федеральный бюджет оказывает поддержку гражданам во исполнение законов по льготам - порядка 60 миллиардов рублей.


 - Это в год, в месяц?
 ЯКОВЛЕВ: Это в год. Порядка 50 миллиардов рублей - это компенсации тем семьям, у кого совокупный доход превышает 22 процента.


 - То есть у кого квартплата выше, чем 22 процента совокупного дохода.
 ЯКОВЛЕВ: Значит, порядка 110 миллиардов рублей средств, которые идут муниципалитетам, и они должны потом заплатить предприятиям. И здесь обходят жителей. Мы считаем, что должны быть открыты персонифицированные счета, граждане должны на свой счет получать эти деньги и дальше уже думать, кому их направлять. За услугу необходимо проплатить тем, кто ее правильно оказывает. Как это можно сделать? Только сорганизоваться в сообщество, которое называется товарищество собственников жилья. Более 70 процентов сегодня у нас приватизировано.


 - Владимир Анатольевич, вот мы сорганизуемся и пойдем искать себе поставщика услуг. Подводка электричества у нас одна - провод идет, труба отопления - одна, труба горячей и холодной воды - одна. Как мы будем поставщика искать? Извините, где предложения на рынке услуг?
 ЯКОВЛЕВ: Объясняю. Сегодня на самом деле сфера жилищно-коммунального хозяйства самая неразгосударствленная. Это сплошная выплата средств из бюджетов.


 - И из кармана, извините, жителей.
 ЯКОВЛЕВ: Нерациональное использование, и большая часть из кармана жителей. Поэтому мы говорим о том, что у муниципалитетов сегодня на балансах находятся водопроводное хозяйство, электрическое хозяйство, водоотведение, канализование. И все это, правильно вы говорите, идет по одним трубам. Но если вместо Водоконала, вместо тепловой организации сегодняшней муниципальной наймут управляющую компанию, которая с лучшими условиями будет заниматься эксплуатацией, это как раз и есть тот выход. Вышел закон о концессионных соглашениях, который позволяет муниципалитетам, не отдавая имущество, не продавая его в собственность, передавать в управление. И думаю, что вот это как раз и создаст предпосылки для работы малого бизнеса в этих жилищных структурах и создаст условия для улучшения вообще взаимодействия товарищества с поставщиками услуг напрямую, по договорам. Сегодня договор практически не существует.


 - Имеется в виду договор жильца, хозяина квартиры с поставщиком?
 ЯКОВЛЕВ: Конкретного жильца с поставщиком, конкретного муниципалитета с поставщиком.


 - Сейчас между нами, жителями, и поставщиками услуг есть посредник в виде ЖЭКа. Вы говорите о том, что должен быть рынок посредников, так получается? Управляющая компания - это посредник.
 ЯКОВЛЕВ: Товарищества, объединившись, могут сами быть управляющими. Но это, может быть, не всегда правильно, поскольку люди не имеют опыта такой работы. Хороший управляющий - не тот, который просто тебя заставляет платить, а тот, который оказывает нормальную услугу, и эту услугу оплачивают. Другой разговор, что возникают вопросы: а что делать с авариями, недоремонтами, которые накопились за длительный промежуток времени? Здесь должны и государство, и местные субъекты найти формулу участия в решении этих задач вместе с жителями.


 - Да, многие эксперты говорят о том, что люди, живущие в старом жилье и в новом жилье, приватизируя свои квартиры, оказываются в неравных условиях. Одним капитальный ремонт только через несколько лет предстоит, другим его уже давно нужно было сделать, а теперь они должны его делать за собственный счет. Насколько я знаю, ваше ведомство собирается вносить некие предложения в правительство о том, чтобы этот самый капитальный ремонт в старых и ветхих домах частично взяло на себя государство. Так?
 ЯКОВЛЕВ: Вы, наверное, знаете, что Жилищный кодекс и другие законы передали муниципалитетам все, что связано с ЖКХ. То есть этой ответственности у федерального министерства, у федерального ведомства нет. А тем не менее не виноваты муниципалитеты, не виноваты жители, что длительное время не выполнялся ремонт, не выполнялась реконструкция, модернизация сетей и так далее. То есть вот процесс, вот он идет сегодня. Мы считаем, что это не совсем справедливо. И поэтому необходимо там, где не было ремонта, включиться муниципалитетам, включиться субъектам и федеральному бюджету, найти формулу соучастия в этом ремонте. Какая она будет? Вот мы сейчас пытаемся найти. Мы на самом деле по двум основным темам - ветхому фонду, аварийному фонду и по реформе ЖКХ - готовим ряд дополнительных предложений, не ухудшающих состояние на местах и позволяющих более логично решить задачу взаимодействия, взаимоотношений жителей.


 - Последний вопрос. Завтра состоятся митинги против реформы ЖКХ. Не хотите на митинг сходить, перед народом выступить и всю правду рассказать?
 ЯКОВЛЕВ: Вы знаете, на митингах особо правду не расскажешь. На митингах слушают только себя. Я уже прошел огромное количество митингов, находясь в предвыборной кампании в Санкт-Петербурге, и на этих митингах убеждался, что, что бы ты там ни говорил, все заканчивается совершенно по-другому. Но несколько слов люди все равно слышали - те, кто хотел услышал. А на митинг все равно приходят с основной задачей высказать то, что накопилось, или то, что хочется сказать. В то же время хочу сказать, что на митингах, на улицах никогда главные задачи вообще не решаются.



 
 

Главная Информация о реформе Новости События Публикации Экспертиза О проекте Форум Ссылки
на главную e-mail карта сайта