на главную e-mail карта сайта
Информационный центр реформы ЖКХ
поиск
+расширенный поиск
Новости | События | Публикации | Экспертиза | Форум | Ссылки | О проекте | ЖКС России | Реклама  
главная > Публикации > Ход реформы ЖКХ > Реформа на грани срыва

Реформа на грани срыва


04.05.2008



http://vedomosti.sfo.ru

Максим Айкашев


На минувшей неделе стала очевидна готовность России к реализации закона о местном самоуправлении: Центр политической конъюнктуры и Общественная палата огласили данные о ситуации в различных регионах. Напомним, что знаменитый закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» был принят Госдумой еще в 2003 году, однако на территории всей страны должен вступить в силу лишь 1 января 2009 года. В идеале к этому времени имущество должно быть перераспределено между регионами и муниципалитетами и между муниципальными районами и поселениями таким образом, как это предписывает разделение полномочий. После этого поселения будут самостоятельно выполнять все свои функции, включая те, которые сегодня разрешено передавать в районы. У районов же, в свою очередь, появится возможность распоряжаться имуществом, землей, лесными и водными ресурсами.

Однако, судя по представленной информации, муниципальная реформа в России может вновь оказаться на грани срыва. При этом к Новосибирской области у руководства страны вопросов возникать не должно — регион запустил реформу еще несколько лет назад. Действительно, в докладе Центра политической конъюнктуры и Общественной палаты наша область вместе с Вологодской, Костромской и Пермским краем вошла в число передовиков, где отмечается «совместная работа региональных и муниципальных властей». А вот ситуация в остальных регионах вызывает у экспертов обоснованную тревогу.

Примечательно, что в Сибири система местного самоуправления активно развивается не только в Новосибирской области. Так, в группу благополучных регионов были включены Красноярский край («проведен эффективный подготовительный этап»), Томская («разработана комплексная схема развития территории») и Омская области («есть долгосрочные планы социально-экономического развития муниципалитетов»). А вот Алтай, к сожалению, вошел в число отстающих — прежде всего, из-за недостатка квалифицированных кадров для реформы. Замыкают список Краснодарский край, Калининградская и Московская области, где авторы доклада отмечают административный произвол губернаторов и даже открытый саботаж системы местного самоуправления.

По мнению руководителя Центра политической конъюнктуры Михаила Виноградова, «в течение ближайших месяцев регионы начнут самостоятельно готовиться к 2009 году, федеральный центр потеряет контроль над этим процессом и уже не сможет вернуть реформу в единое русло». А если местное самоуправление в России так и не заработает, считает он, можно будет забыть и об эффективной административной реформе, и о реформе ЖКХ, и даже о борьбе с коррупцией. Среди главных проблем в реализации реформы — конфликты между регионами и муниципалитетами и между муниципалитетами разных уровней в имущественных вопросах, нехватка собственных налогов на выполнение своих функций, необеспеченность финансами дополнительных полномочий, а также отсутствие муниципальной статистики, которое не позволяет определить объем имущества в муниципалитетах. К тому же в местном самоуправлении не хватает квалифицированных кадров — по всей России насчитывается более 100 тысяч вакансий.

Возможно, что на отношение регионов к реформе накладывается и неопределенность самих федеральных властей. Дело в том, что в последнее время обострились споры о том, стоит ли вообще создавать местное самоуправление и какой вид в итоге оно должно обрести. Например, обсуждается, должны ли в районах функционировать государственные органы власти или следует приравнять их на этом уровне к муниципальным, сохранив двухуровневый вариант системы (первый уровень — в поселениях). И, как уверен Михаил Виноградов, если сигнала об окончательном решении власть так и не даст, то местное самоуправление в России появится лишь номинально: реформа будет проведена в интересах губернаторов, полномочия поселений на практике уйдут на более высокие уровни, районы, села и поселки будут целиком зависеть от региональных дотаций.





 


Главная Информация о реформе Новости События Публикации Экспертиза О проекте Форум Ссылки
на главную e-mail карта сайта