на главную e-mail карта сайта
Информационный центр реформы ЖКХ
поиск
+расширенный поиск
Новости | События | Публикации | Экспертиза | Форум | Ссылки | О проекте | ЖКС России | Реклама  
главная > Публикации > Ход реформы ЖКХ > Новая кровь для системы жизнеобеспечения

Новая кровь для системы жизнеобеспечения


06.08.2007



www.oblgazeta.ru

Алла Борисова


Среди неразрешимых противоречий нашей жизни одним из самых парадоксальных можно назвать такое. Жилищно-коммунальное хозяйство — по сути, система жизнеобеспечения любого населенного пункта, находится сегодня в России в глубоком кризисе. Парадокс в том, что отрасль, работа которой напрямую касается каждого гражданина и во многих странах является весьма прибыльной, у нас погрязла в долгах и убытках. Но выход из кризиса (а именно так называют специалисты нынешнюю ситуацию в ЖКХ) должен быть непременно. И искать его нужно вместе.

Именно будущее коммунальной отрасли, ее перспективы и пути развития были в центре внимания руководителей предприятий коммунальной сферы, которые собрались недавно на вторую научно-практическую межрегиональную конференцию. Одним из инициаторов проведения конференции стал Союз предприятий ЖКХ Свердловской области.

Конечно, не все плохо в коммунальном хозяйстве нашей области, где работает более 1300 организаций различных форм собственности и свыше 60 тысяч человек. В конце концов, в наши квартиры подается холодная и горячая вода, зимой мы не знаем проблем с отоплением.

Ежегодно комплекс оказывает услуги на сумму свыше 40 млрд. рублей, что составляет порядка 6,7 процента ВВП области. Это огромный платежеспособный рынок, который можно и нужно развивать.

— Однако, — отметил во вступительном слове президент Союза предприятий ЖКХ, Андрей Лысых, — реальная рыночная среда как в жилищной, так и в коммунальной сферах формируется медленно.

Удельный вес убыточных организаций жилищно-коммунального комплекса в Свердловской области по состоянию на 1 января 2007 года составил 40 процентов. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года данный показатель снизился на полтора процента. При этом к 1 января нынешнего года 40 предприятий ЖКХ области проходят процедуру банкротства.

Среди проблем, которые стоят сегодня перед предприятиями комплекса, Андрей Лысых отметил общую убыточность, которая хоть и снизилась по сравнению с 2005 годом, все равно составила за 2006 год 1700 млн. рублей; критический уровень износа активов (инженерной инфраструктуры); подмену реальной конкуренции в отрасли административными методами управления. ЖКХ — это перспективный рынок, нуждающийся в мощных финансовых вливаниях, причем в короткие сроки.

Стоимость реформы ЖКХ в 2003–2010 году в Свердловской области оценивается специалистами в 54 миллиарда рублей.

Основные задачи преобразований в этой сфере — создание условий для развития рыночных отношений в коммунальной сфере, повышение инвестиционной привлекательности, формирование конкуренции за рынок предоставления коммунальных услуг.

Выйти из кризисной ситуации, по мнению Андрея Вячеславовича, отрасли поможет развитие частной инициативы и конкуренции в секторах управления и обслуживания жилищного фонда; привлечение частного бизнеса в ЖКК и к инвестированию в коммунальный комплекс при преимущественном сохранении публичной (муниципальной) собственности на коммунальную инфраструктуру, внедрение системы адресности и повышение эффективности социальной поддержки малоимущего населения по оплате жилищно-коммунальных услуг; развитие форм государственной поддержки процессов модернизации жилых домов и инженерной инфраструктуры городских и сельских поселений; синхронизация по времени и взаимоувязка по содержанию реформы местного самоуправления и реформы ЖКХ.

О том, что нынешняя система образования тарифов тормозит реформу отрасли, говорил на конференции и управляющий директор ОАО «Свердловские коммунальные системы» Вячеслав Пракин.

— Главное препятствие на пути развития отрасли — тарифы, которые не учитывают реальное положение дел в коммунальной энергетике, — считает Вячеслав Николаевич. — Последствия подобной схемы тарифообразования — плачевные, из отрасли уходят самые квалифицированные специалисты.

Еще одно следствие порочной практики тарифообразования путем индексации — сохраняющаяся ветхость сетей из-за несоответствия рыночным условиям ремонтного фонда и амортизационных отчислений. СКС обслуживает около двух тысяч километров тепловых трасс, износ которых по экспертной оценке близок к 60 процентам. Предотвратить аварийные ситуации может планово-предупредительный ремонт, но на него необходимы средства, которые в действующем тарифе не заложены. Например, протяженность сетей в Первоуральске — 357 километров. По СНИПам, там необходимо ежегодно менять не менее четырех процентов сетей (около 15 км). Средняя стоимость замены одного километра составляет семь миллионов рублей. А за счет средств, заложенных в тарифе, можно выполнить только 20 процентов от необходимых работ.

В западных странах, которые и так сильно опережают нас по уровню развития сферы коммунальной энергетики, таких проблем нет. По завершении срока службы энергоустановки энергокомпания уже готова построить новую за счет амортизационных отчислений, которые, кстати, учитывают цены на оборудование и их рост в связи с изменениями на рынке.

В этой ситуации Вячеслав Пракин предлагает для снижения расходов областного бюджета создать на территории каждого муниципального образования единую теплосетевую компанию. Такая компания объединит все теплоисточники населенного пункта в единую систему, выравнивая их тарифы (по примеру ОАО «Свердловские коммунальные системы», которая объединяет в единую систему все котельные, находящиеся на территории округа, как убыточные, так и успешно ведущие свой бизнес). Усредняя тариф, можно будет снизить нагрузку на областной бюджет и направить высвободившиеся средства на решение насущных проблем.

Настало время принять на уровне Свердловской области закон об энергосбережении, считает Пракин. Такой закон будет стимулировать коммунальные предприятия на внедрение современных технологий.

Пока же коммунальные предприятия не только не заинтересованы, но и не могут внедрять новые технологии, в том числе и энергосберегающие. Тарифы — убыточны, а новые технологии требуют серьезных вложений. При этом механизмов возврата вложенных денег не существует.

Принятие закона обэнергосбережении даст правовые основания для включения этих затрат втариф, поможет скорейшей модернизации отрасли.

Во время конференции участники смогли не только обсудить наболевшие проблемы, изучить предложения по преодолению кризисной ситуации отрасли, но и познакомиться с опытом коммунальщиков Тюменской и Челябинской областей.

Результатом работы руководителей комплекса ЖКХ Свердловской области стало обращение к губернатору Росселю.

В нем участники конференции отметили как важный показатель успешности прохождения реформы ЖКХ— громадный интерес частного бизнеса к этой сфере.

Они обратили внимание на то, что «правительством Свердловской области выделяются значительные средства на подготовку коммунальной инфраструктуры к осенне-зимнему максимуму, это еще раз доказывает понимание руководителями области необходимости совершенствования иразвития сферы ЖКХ региона».

Но одновременно предприятиям жилищно-коммунального комплекса нужна помощь в решении наиболее важных вопросов. В частности, в обращении предлагается изменить государственную систему безадресной защиты населения от роста тарифов на услуги ЖКХ: «Учитывая рост материального благосостояния населения в последние годы и усиления расслоения по имущественному признаку, считаем необходимым оказание адресной помощи малоимущим слоям: процентная планка объема коммунальных платежей в общем доходе семьи, согласно которой выплачивается субсидия на оплату коммунальных услуг, должна быть снижена до 15 процентов с нынешнего уровня в 22 процента. Таким образом, решается проблема повышения уровня собираемости платежей и обеспечивается повышение качества коммунальных услуг за счет обеспеченных слоев населения».

В связи с этим участники научно-практической конференции предлагают вернуться к системе тарифообразования, основанной на учете потребностей муниципальных образований и городских округов в надежной работе и модернизации коммунальной инфраструктуры. Существующий опыт предприятий коммунальной сферы убедительно показывает неэффективность применения метода индексации при утверждении тарифов.

Сегодня много говорится о том, что в жилищно-коммунальный комплекс должны поступить и государственные инвестиции. Именно так можно добиться «нового качества жизни граждан страны».





www.oblgazeta.ru
 


Главная Информация о реформе Новости События Публикации Экспертиза О проекте Форум Ссылки
на главную e-mail карта сайта