на главную e-mail карта сайта
Информационный центр реформы ЖКХ
поиск
+расширенный поиск
Новости | События | Публикации | Экспертиза | Форум | Ссылки | О проекте | ЖКС России | Реклама  
главная > Публикации > Тарифы > Тарифный беспредел

Тарифный беспредел


31.07.2007



www.novopol.ru

Людмила Шерова


Тарифы на жилищно-коммунальные услуги – проблема, которая волнует большинство жителей России. Бабушки, дедушки и работающие граждане каждый месяц считают свои копейки и думают, хватит ли им денег на продукты до следующего месяца после оплаты услуг ЖКХ. Рост коммунальных платежей опережает официальную инфляцию и реальный рост доходов граждан. Поэтому всех волнует, будет ли как-то сдерживаться рост данных тарифов или нет.

В очередной раз, и может быть последний, правительство России своим Постановлением от 26 июня утвердило федеральные стандарты оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2008-2010 годы по стране в целом и по всем субъектам России. Федеральный стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц за три года в целом по стране увеличится с 52 руб. в 2008 году до 62,7 руб. в 2010 году. Стандарт стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц по стране вырастит с 4 руб. в 2008 году до 4,8 руб. в 2010 году. В Москве эти федеральные стандарты вырастут с 51 руб. и 4,5 руб. в 2008 году до 61,5 руб. и 5,4 руб. в 2010 году. В 2005 году данные стандарты в Москве составляли 31,9 руб. и 2,8 руб., соответственно. Таким образом, только за 6 лет тарифы вырастут в Москве фактически в два раза. Можно ли считать это сдерживанием роста тарифов или их подстегиванием, зависит от точки зрения. Установленные правительством стандарты превышают прогнозируемую инфляцию на эти же годы. После 2010 года можно ожидать только ускорения роста тарифов.

Вообще по поводу тарифов на жилищно-коммунальные услуги существует несколько мифов. Нас убеждают, что рост тарифов определяется инфляцией, ростом цен на энергоресурсы, затратами на модернизацию и обновление основных фондов, повышением качества услуг и приближением тарифов к 100-процентному покрытию их стоимости. Но в ряде регионов России уже не первый год население платит 100 %, а тарифы все продолжают расти.

Во всем виновата инфляция?

Итак, один из мифов, касающийся проблемы роста тарифов ЖКХ – это инфляция. Что же подстегивает на самом деле: инфляция тарифы или тарифы инфляцию? Например, по мнению экономистов, стоимость электроэнергии, нефти и газа существенно превышает себестоимость их выработки и добычи. Несмотря на сверхприбыли, монополисты продолжают повышать тарифы на свои услуги на внутреннем рынке, в том числе и для жителей. Рост тарифов на их услуги подстегивает инфляционные процессы в стране.

Возможность решать проблемы получения сверхприбыли простым повышением тарифов ведет к отсутствию стремления к сокращению издержек производства и экономии ресурсов. В себестоимость своих услуг монополисты включают содержание отелей за рубежом, строительство коттеджей, содержание своих подсобных хозяйств, выплату зарплат и дивидендов, превышающих зарплату президента страны, содержание телеканалов, радиостанций, газет и многое другое.

На примере камчатских энергетиков я знаю, как монополисты не хотят снижать себестоимость энергоресурсов. Проще просто поднять тарифы. В результате, стоимость энергоресурсов в Камчатской области делает нерентабельным чуть ли не все местное производство. Дешевле завозить с материка, чем производить у себя.

Точно также поступают и работники других монопольных секторов, поставляющих услуги для ЖКХ. Зачем что-то делать и изобретать новое, когда свою постоянно растущую прибыль они будут иметь гарантировано. Их не волнует угроза потери рынка сбыта своих услуг. К сожалению, монополистов в их стремлении повысить свой доход за счет простого повышения тарифов поддерживает ФСТ (Федеральная служба по тарифам) и Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

За что мы платим?

Специалисты утверждают, что нормативы предоставляемых услуг, за которые мы платим, завышены. Средний уровень потребления воды в России официально составляет 310 и более литров в сутки на человека, в тот время как в странах Европы он в два раза ниже. Но даже здесь есть свои нюансы. Посмотрите на свои квитанции. В них существует три графы, касающиеся водоснабжения: горячая, холодная вода, которую вы потребили и канализация – вода, которую вы вылили. Почему канализация представляет собой сумму горячей и холодной воды, которые вы потребили? Вы стираете, и после этого мокрое белье вешаете сохнуть. Вы варите суп, кипятите чай, которые потребляете. Часть воды выкипает. Вы моете пол. Следовательно, изначально в этом тарифе заложена прибыль обслуживающей организации. Трудно подсчитать, сколько именно литров воды вы не канализируете из потребленной. Но это экономия на электроэнергии, очистке, ремонте техники, транспортировке воды и зарплате работников.

И тут возникает второй миф – жителей пытаются убедить в том, что достаточно установить счетчики индивидуального учета (на воду, тепловую энергию и газ) и вы начнете платить только за услуги в объеме, который потребили. Правда, сразу можем сказать, что на канализацию счетчики не будут устанавливать. Утверждают, что счетчики приведут к тому, что потребители научатся экономить, а компании, представляющие услуги, перестанут брать деньги за свои потери. Но так ли это? Если у вас большая семья и недорогое обслуживание счетчиков, то вы окупите расходы на их установку примерно в течение года. Но если у вас маленькая семья (1-2 человека), то чтобы окупить установку счетчиков вам потребуется несколько лет. В результате стоимость приборов, их установки и обслуживания может превысить возможную экономию от их использования.

С другой стороны, чем больше мы будем экономить, тем больше будут расти тарифы, так как тем или иным путем, но все потери по пути доставки нам услуг будут возмещаться за наш счет. И чем больше будет экономия, тем выше будут тарифы и стоимость обслуживания счетчиков.

Коммунальному предприятию не выгодно выставлять счета по приборам учета, поскольку его реальные доходы могут упасть при снижении удельного потребления воды или тепла. А разница между потребленной услугой и нормативом идет как на погашение потерь по вине организации, предоставляющей услуги, так и в доход предприятия.

С другими услугами ситуация такая же, как и с водой, фактически нас хотят заставить платить 100 % за неведомые нам услуги ЖКХ. Никто жителям и не думает показать, почему тарифы именно такие, а не иные и что в них входит. Если бы верхний порог зарплат (включая премии и иные организационные расходы) работников компаний, предоставляющих услуги в сфере ЖКХ (включая монополистов), регулировались хотя бы на уровне тарифов ЖКХ, то и тарифы каждый год снижались бы, а инфляции не было.

Почему бизнесмены должны платить наравне с пенсионерами?

Еще один миф тарифной политики в сфере предоставления услуг ЖКХ – это неравенство платежей за энергоресурсы между коммерсантами, промышленными предприятиями и жителями. Некоторые поборники равноправия считают особенно несправедливым тот факт, что тарифы в сфере ЖКХ занижены в два раза и более и компенсируются завышенными тарифами в промышленности, торговле и коммерции. Поэтому данные тарифы будут сближаться. Если кто-то надеется, что снижение тарифов на энергоресурсы для коммерсантов и бизнесменов приведет к снижению стоимости их услуг, что окупит возросшие расходы населения, то они ошибаются. Тут будет как в случае с налогом с продаж. Налог в 5% сняли, а цены не снизили.

Кого-то волнует, как дожить до следующей зарплаты, а кто-то возмущен тем, что те, кто добывает алмазы и инвалиды, не выходящие из дома, платят за одни и те же услуги по-разному. По-видимому, поборники такого равноправия забыли, что в одном случае речь идет об экономически обоснованной прибыли, а в другом – об условиях жизни. Поэтому лично я не считаю справедливым равенство тарифов между жилым сектором и коммерческо-производственным, потому что в одном случае люди тратят заработанные деньги, а в другом их зарабатывают.

Поможет ли бизнес снизить тарифы?

Еще один миф: решению всех проблем ЖКХ, а также снижению тарифов поможет приход в данную сферу бизнеса. Мол, рынок сам все решит и все поставит на место. При этом рыночные нормы в ЖКХ пытаются внедрить жесткими административными методами. Хотелось бы посмотреть, в какой сфере экономики России рынок снизил цены. А ЖКХ вообще представляет собой особую сферу.

Тот факт, что в жилищно-коммунальный сектор рвется бизнес, является доказательством того, что данный сектор не так убыточен даже при существующих тарифах, как нас пытаются убедить. Существует иллюзия того, что приход бизнеса в сферу ЖКХ все решит. Между тем, уже на конец 2006 года, по данным статистики, в сфере ЖКХ работало от 77% до 92% частных организаций. И каков результат?

Все коммерческие структуры работают с целью получения не только зарплат и погашения расходов, но и прибыли. Установление завышенных тарифов на услуги ЖКХ лишает фирмы, независимо от их организационно-правовой формы, заинтересованности в экономии и модернизации. Зачем им стараться, если все будет погашено постоянно растущими тарифами. И повышение тарифов никакого отношения не имеет ни к рынку, ни к экономике, ни к бизнесу.

Повышение тарифов привлечет инвестиции?

Еще один миф тарифной политики, который нам навязывают – это то, что установление предельного уровня роста тарифов в сфере ЖКХ сдерживает инвестиции, отсутствие которых не позволяет совершенствовать данную сферу. Но почему-то, когда мы дома занимаемся домашним хозяйством, мы сначала платим коммунальные платежи и лишь потом решаем, что можем купить. Почему же работники коммунальной сферы прежде всего делят деньги на постоянно растущую зарплату, выплачивают себе незаработанные премии, списывают большие средства на неосуществленный дорогой ремонт, но при этом не проводят модернизацию, не совершенствуют сферу услуг? Более того, не делают порой элементарного – содержания жилищного фонда в надлежащем виде.

У нас в доме в феврале 2007 года две недели горячая вода была едва теплой и лилась из крана слабой струей. И только после неоднократного обращения и жалоб на горячую линию города и округа этим наконец-то занялась обслуживающая нас коммерческая компания. И тут выяснилось, что где-то была протечка, которая и снижала напор воды. А вот ее температура была явно самодеятельностью отвечающего за это работника. За протечку платят жители, а экономия тепла оборачивается премиальными.

Известно, что теплая зима этого года принесла экономию предприятиям, предоставляющим услуги ЖКХ. Но скидки на неиспользованные услуги жителям никто не предоставил. И как вы думаете, куда пошли сэкономленные деньги? На модернизацию? Или на выплату премий себе любимым? Например, по информации министерства региональной политики, в структуре роста тарифов на услуги ЖКХ рост зарплаты составляет почти половину. Поэтому сколько ни увеличивай тарифы, толку не будет и инвесторов это не привлечет.

К сожалению, в нашей стране каждый инвестор хочет не вкладывать, а получать. Но это называется уже не инвестированием, а как-то иначе.

Платить будем меньше, но после выселения

Наше законодательство позволяет выселять семьи из занимаемого жилья в случае задолженности по коммунальным платежам. Чем выше будут тарифы, тем больше граждан рискует потерять свое жилье. Вместо выселенных квартиры получат очередники и льготники. Правда, никто не гарантирует, что новые жильцы вскоре не окажутся среди кандидатов на выселение. Только теперь они окажутся ни в коммуналке или в маленькой отдельной квартире, а в общежитии и возможно без постоянной прописки.

Право на выселение граждан из занимаемого ими жилья за неуплату коммунальных услуг в течение шести месяцев предусмотрено Гражданским кодексом России (ч.2, ст. 687 от 26 января 1996 г. N14-ФЗ). Правда, согласно пункту 9 статьи 156 Жилищного кодекса РФ, граждане, признанные малоимущими, освобождаются от внесения платы за пользование жилым помещением. Но, например, в Москве еще не было ни одного случая признания граждан малоимущими. В то же время в соответствие с Постановлением правительства Москвы на 2007 год, семья освобождается от оплаты коммунальных платежей, если доход на члена семьи не превышает 800 рублей. Вы пробовали жить на такие деньги в Москве? Каждый, кто получает больше, должен платить. Фактически является условным установленное ограничение по расходам семейного бюджета на коммунальные платежи в 22%. Реально жители могут платить до 50% своего дохода. Но и от этой льготы, как и от субсидий и от регулирования тарифов, власти намерены отказаться.

Повышение тарифов может быть бесконечным

Сфера ЖКХ – это наша с вами среда обитания. Это не прибыльное производство. Но рыночники рассматривают ее именно как прибыльный бизнес, потому что они находятся по другую сторону. Существующие цены – не предел и будут только расти. Даже в тех регионах России, где уже сегодня жители платят 100% стоимости коммунальных услуг, неизбежно существенное повышение тарифов.

Во-первых, правительство России обещает контролировать цены в сфере ЖКХ только до 2010 года, а потом отпустить их на волю рынка. Во-вторых, в состав тарифов ЖКХ обещают включить капитальный ремонт дома. В-третьих, создание ТСЖ и приход в сферу ЖКХ управляющих компаний и бизнеса неизбежно приведет к росту цен. В-четвертых, Россия, скорее всего, вступит в ВТО, а одним из условий такого вступления является равенство цен на энергоресурсы для стран ВТО и внутри государства. И понятно без слов, что пенсионер, проживающий в странах Евросоюза и получающий в среднем 800 евро в месяц и российский пенсионер с пенсией в размере 120 евро не смогут оплачивать услуги по одной цене.

И, наконец, пятое. Продолжающийся рост стоимости энергоносителей будет подстегивать инфляцию и постоянный рост тарифов во всех сферах, в том числе и в ЖКХ.





www.novopol.ru
 


Главная Информация о реформе Новости События Публикации Экспертиза О проекте Форум Ссылки
на главную e-mail карта сайта