на главную e-mail карта сайта
Информационный центр реформы ЖКХ
поиск
+расширенный поиск
Новости | События | Публикации | Экспертиза | Форум | Ссылки | О проекте | ЖКС России | Реклама  
главная > Публикации > Тарифы > И 100% мало

И 100% мало


02.07.2007



http://gzt.ru

Владислав Долгов
Александр Саргин


Федеральное правительство в конце минувшей недели пересмотрело два из четырех стандартов, на основании которых рассчитываются суммы федеральных трансфертов в бюджеты регионов для помощи малоимущим гражданам, чтобы те могли оплачивать жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ). Судя по запланированному на три года росту стандартов, коммунальные услуги будут и дальше дорожать, обгоняя инфляцию. Тем более что для региональных властей сейчас важнее "забронировать" долю от тех сотен миллиардов рублей, которые президент России пообещал направить на содействие реформе ЖКХ.

Вполне возможно, что наибольшую долю реформенных денег получат те субъекты федерации, которые постараются поменьше субсидировать ЖКХ. То есть регионам предоставлен выбор: или их жители платят за коммуналку по полной - или живут в разрушающихся домах.

Федеральные стандарты предельной стоимости услуг ЖКХ служат для расчета трансфертных платежей из федерального бюджета в региональные для субсидирования неимущих слоев населения и льготников - эти субсидии оплачиваются пополам федеральным и региональными бюджетами. Это не значит, что регионы будут устанавливать реальные тарифы на ЖКУ именно на этом уровне. Но если тариф будет выше, то за недостающую часть субсидии жителям местные власти доплатят из собственного бюджета. Всего федеральных стандартов оплаты ЖКУ четыре: минимальный размер общей жилплощади на человека (18 кв. м на человека), доля оплаты ЖКУ в структуре совокупного ежемесячного семейного дохода, уровень оплаты ЖКУ или собственно стоимость коммунальных услуг (оплата содержания и ремонта жилья - жилищные услуги, оплата отопления, водо-, газо- и электроснабжения, коммунальные услуги) и, наконец, стоимость капремонта. Два последних из перечисленных стандартов и были изменены недавним федеральным постановлением.

Обычно размеры федеральных стандартов, устанавливаемых правительством в среднем по стране, а также по субъектам федерации, определяются ежегодно, но в связи с переходом на трехлетнее планирование федерального бюджета рост тарифов спрогнозировали заранее, тоже на три года, с 2008 по 2010-й. Так, федеральный стандарт на жилищно-коммунальные услуги в расчете на 1 кв. м общей площади жилья в месяц составит 52 рубля в 2008 году, 56,3 рубля в 2009-м, 62,7 рубля в 2010-м. В текущем году этот стандарт равен 47,2 рубля, что на 13,5% выше стандарта для предыдущего, 2006 года (41,6 рубля). Как видно из приводимой ниже таблицы, динамика роста ставки стандарта оплаты ЖКУ после некоторого замедления вновь резко подскакивает в 2010 году, причем все три года ее рост превышает прогнозируемую инфляцию. Депутат Госдумы Олег Шеин считает это симптоматичным. "У меня стойкое ощущение того, что состояние ЖКХ в России будет ухудшаться, - заявил он "Газете". - Через три года можно ожидать ускорения роста тарифов".

Дело в том, что региональные власти не сильно надеются на федеральные трансферты. Как признался «Газете» источник в столичном правительстве, рассчитывать на полномасштабный перевод средств из федерального бюджета не приходится. "Зачастую там, где расходы федерального и московского бюджетов определены в пропорции 50:50 согласно Бюджетному кодексу, расходы идут 30:70, а то и 20:80. Не в пользу Москвы, разумеется», - добавил чиновник. При этом столица вполне может позволить себе доплачивать за субсидии из собственного бюджета, а предельный размер роста тарифов на 2008 год Федеральной службой по тарифам (ФСТ) установлен столице в размере 19% за коммунальные услуги и 17% за жилищные, что превышает рост федеральных стандартов. Впрочем, пресс-секретарь департамента экономполитики и развития Москвы Леонид Браткин уверен, что столичные тарифы традиционно будут ниже, чем разрешено федеральным стандартом.

Однако у региональных чиновников стимул сдерживать тарифы ЖКХ может в ближайшем времени исчезнуть. Депутат Госдумы Галина Хованская напоминает про обещанные президентом России деньги в создающийся фонд реформирования ЖКХ. Если на субсидии из федерального бюджета во все российские регионы в 2008-2010 годах, согласно данным Минфина, должно уйти чуть больше 35 млрд рублей, то на содействие реформе ЖКХ в России через этот фонд планируется направить аж 250 млрд рублей. Временных рамок создания фонда и расходования этих средств пока нет. Но заявки от регионов могут появится уже сегодня на заседании комитета Госдумы по промышленности и строительству, который рассмотрит вопрос о распределении средств фонда.

Тут-то и зарыта собака: чтобы получить часть денег из фонда, регион должен исполнить несколько условий, которые, к слову, не были выполнены в ходе реформирования ЖКХ последние 15 лет. Например, довести оплату населением стоимости ЖКУ до 100%, ликвидировать перекрестное субсидирование в ЖКХ, когда организации переплачивают там, где население недоплачивает. В Москве, кстати, по словам Браткина, население сейчас оплачивает около 63% от стоимости ЖКУ. Конечно, столичный бюджет не самый бедный, но даже здесь власти не раз заявляли, что без федерального бюджета вопрос капремонта всех домов им не решить. Так что еще вопрос, будут ли москвичи продолжать гордиться тем, что платят за квартиру меньше, чем жители глубинки, или узнают, сколько, по мнению чиновников, стоят их грязный подъезд и холодные батареи.

Куркино из кино

ЖКХ - одна из последних отраслей экономики, которая проходит переломную эпоху и превращается из централизованной в рыночную. А значит, в автономную. Классический пример - счетчики воды. С тех пор как их начали устанавливать в квартирах, жилищно-коммунальные службы значительно сократили сроки традиционных летних ремонтов котельных и труб. По крайней мере, в Москве это происходит именно так. Причина внезапной оперативности коммунальных служб - нежелание терять деньги. Если раньше жильцы дома платили за оказываемые им услуги коллективно, причем плата за горячую воду взималась даже тогда, когда ее не было в связи с летним ремонтом, то сейчас ДЕЗы вынуждены оптимизировать процесс профилактики и ремонта, сокращать его сроки: каждый лишний день профилактики - это упущенная выгода.

Процесс автономизации ЖКХ и, как следствие, повышения качества услуг уже начался. В Москве есть Куркино (недавно его показывал Владимиру Путину столичный мэр Юрий Лужков). Показывая Куркино президенту, Лужков упомянул, что «вместо одной большой ТЭЦ в районе построены мини-котельные, и это обошлось нам в два раза дешевле». А качество услуг децентрализованных предприятий ЖКХ заведомо лучше. Хотя бы потому, что дом не будет отключен от отопления на несколько часов из-за прорыва трубы в трех кварталах от него.

Следующий этап жилищно-коммунальной реформы - запуск рынка качественных коммунальных услуг. Сейчас стоимость услуг регулируется правительством. Точнее, c его подачи устанавливаютcя предельные тарифы на услуги ЖКХ в каждом регионе, выше которых нельзя подниматься. При этом формирующиеся товарищества собственников жилья (ТСЖ) получили право отказаться от услуг ДЕЗа и выбрать частную управляющую компанию, которая может потребовать от жильцов большую сумму только в случае, если будет расширен перечень услуг. Если же жильцы ТСЖ не пожелают поручить частной управляющей компании заботу за зимним садом в подъезде или за вывозом мусора трижды в день, то цена останется прежней - не превышающей установленный правительством тариф. И тогда начнется конкуренция уже не по цене, а по качеству предоставляемых услуг и по снижению издержек компаний (увеличить прибыль в условиях регулируемого предельного тарифа бизнес может только при условии снижения издержек).

Как будут изменяться федеральные стандарты

Год

Ставка (руб. за 1 кв. м)

Рост относительно предыдущего года (%)

2006

41,6

-

2007

47,2

13,46

2008

52,0

10,17

2009

56,3

8,27

2010

62,7

11,37

Источник: данные правительства РФ

ОТЧЕГО КВАРТПЛАТА РАСТЕТ ИЗ ГОДА В ГОД?

ОЛЕГ ВЬЮГИН, экс-глава Федеральной службы по финансовым рынкам, председатель cовета директоров МДМ-банка:

Нет механизма, обеспечивающего экономию затрат, поэтому это практически и происходит путем регулирования местными властями. А они ориентируются на рост затрат, повышение зарплаты, обеспечение оплаты энергии, необходимой для деятельности служб, и так далее.

Чтобы привести в чувство монополиста, надо посмотреть, как это делается в мире. В нашем случае идея есть, но она пока не реализована: должны быть управляющие компании, и тогда возникнет ценовая конкуренция.

И еще. До сих пор в сфере ЖКХ осталось субсидирование, и из-за этого индексация происходит быстрее, чем рост, скажем, затрат в экономике в целом.

ЕВГЕНИЙ ПЕТРОСЯН, народный артист России:

Видимо, потому, что коммунальщикам прибавляют зарплату. Я понимаю, что рост квартплаты - фактор малоприятный, но это объективная реальность. Правда, хотелось бы, чтобы и качество услуг росло.

Одна моя сотрудница живет на первом этаже, и у нее два года текут стены. Она заболела, потому что с плесенью, в сырости и при полной антисанитарии жить нельзя. Санэпидстанция в квартиру заходить не хочет, правда, сушит подвал. А из стен все течет.

Работники ЖЭКа приходили и с легким упреком восклицали: «Ой, вы здесь живете!» - как будто ей есть куда деться. Но когда она к ним стала приставать, сказали, что поделать ничего не могут. И правда, что они могут? Разве что получать свою небольшую зарплату.

ГАЛИНА ХОВАНСКАЯ, депутат Госдумы:

Всегда нужно учитывать инфляцию. Это объективный показатель, и я бы не сказала, что квартплата растет быстрее, чем она. И еще это зависит от конкретного региона, ведь право устанавливать квартплату дано местной власти. А ограничения, установленные Федеральной службой по тарифам, будут действовать до 2009 года. Но, если посмотреть с другой стороны, эта норма не дает возможности инвесторам вкладываться и развивать какие-то программы; модернизация и замена устаревшего оборудования откладывается. Так что эти ограничения по тарифам - палка о двух концах.

Но надо четко понимать, где снижение цен за счет конкуренции возможно, а где есть естественные монополисты, с которыми можно справляться, жестко контролируя их на государственном уровне. Как раз у нас госконтроль за услугами таких монополий недостаточно эффективен, и властям здесь нужно еще поработать.

Да, конкурентной среды в сфере жилищных услуг пока нет, но она усиленно создается: ЖСК, различные товарищества. А по федеральным стандартам ЖКХ рассчитывается помощь регионам, и они не обязательны к исполнению. Их использует Минфин для расчетов, и не стоит на них сильно обращать внимание.

ИГОРЬ ТРУНОВ, адвокат:

Огромную роль играет коррупционная составляющая и нерациональность использования денег ЖКХ. Кроме того, у нас очень неэффективно само построение системы управления жилищным хозяйством. И, естественно, сказывается общая тенденция - рост цен на недвижимость, товары.

СВЕТЛАНА ХОРКИНА, вице-президент Федерации спортивной гимнастики России, двукратная олимпийская чемпионка:

Наверное, не для того, чтобы кормить чиновника, потому что ему платит государство, а из-за инфляции, когда дорожает все, в том числе и квартплата. Мы хотим, чтобы за нашими домами ухаживали. Возможно, частные структуры, где, получая нормальные зарплаты, люди будут работать на совесть.

Правда, и в этой системе встречаются непрофессионалы, после которых все приходится переделывать. Но уже сейчас сантехники далеко не всегда приходят на вызов пьяными. А если человек профессионален и хорошо делает свою работу, то ничего страшного, если от него алкоголем попахивает: может быть, это амбре после хорошего отдыха накануне.





http://gzt.ru
 


Главная Информация о реформе Новости События Публикации Экспертиза О проекте Форум Ссылки
на главную e-mail карта сайта