на главную e-mail карта сайта
Информационный центр реформы ЖКХ
поиск
+расширенный поиск
Новости | События | Публикации | Экспертиза | Форум | Ссылки | О проекте | ЖКС России | Реклама  
главная > Публикации > Жилищный комплекс > Москва встает на капремонт

Москва встает на капремонт


19.06.2007



www.mk.ru

Кондратий Владимиров


Москва встает на капремонт

Его объемы будут сопоставимы с масштабами нового строительства

Примерно треть жилых домов в Москве нуждается в капитальном ремонте. Для того чтобы привести ветхий фонд в божеский вид, по оценкам горадминистрации, необходимо затратить свыше 300 млрд. руб. По новому Жилищному кодексу все расходы должны понести собственники жилья, однако очевидно, что это утопия. У подавляющего большинства москвичей нет ни средств, ни возможностей организовать столь масштабные работы. Государство готово профинансировать часть затрат на капремонт, однако границы щедрости чиновников пока не определены.

В российской столице насчитывается около 40 тыс. жилых строений. По сведениям Мосжилинспекции, около 23 тыс. домов находятся в нормальном состоянии, у 12,3 тыс. степень износа составляет от 41% до 60%, а еще свыше 4 тыс. вообще дышат на ладан. Таким образом, примерно каждое третье жилое здание нуждается в капремонте. Капитальные работы, в отличие от косметических, предполагают утепление фасадов, ремонт кровли, замену окон, всех коммуникаций и сантехники, модернизацию лифтового хозяйства и т.д. После качественного капитального ремонта дом становится как новенький и может простоять еще долгие годы. Однако обходится такое обновление недешево. По самым скромным подсчетам специалистов, стоимость ремонта 1 кв. м стоит от 12 до 15 тыс. руб., другими словами, типовая “однушка” встанет в 500 тыс. руб., двух-трехкомнатная квартира — в миллион рублей, а на то, чтобы привести в порядок весь жилой фонд в городе, необходимо 326 млрд. руб.
По новому Жилищному кодексу, который вступил в силу 1 марта 2005 года, ответственность за проведение капремонта в так называемых местах общего пользования — в подъездах, на лестничных клетках, чердаках и в подвалах, ложится на плечи собственников жилья. Однако предъявлять одинаковые требования к жильцам новых домов и обитателям допотопных строений было бы несправедливо. К такой мысли пришли недавно и в городской администрации. “Когда мы говорим о Жилищном кодексе, то его положения нужно отнести к собственникам современных домов, что же касается старого фонда, то здесь должно быть другое решение”, — заявил на днях мэр Москвы Юрий Лужков.
Решить проблему можно прежде всего за счет бюджетного финансирования. По оценке специалистов Института экономики города, в ветхих домах, не подлежащих сносу, доля средств собственников не должна превышать 10—20%, в домах со средним износом — 30—50%, и лишь жилые строения с износом ниже среднего владельцы должны ремонтировать за свой счет. От платежей планируется полностью освободить собственников, которые относятся к категории малоимущих и получают субсидии на оплату ЖКХ. Таких семей в городе насчитывается около 540 тыс.
Законодательство позволяет оплачивать ремонт домов старой постройки из бюджета. Депутат Госдумы Галина Хованская напоминает, что в соответствии с законом “О приватизации жилищного фонда” “бывший наймодатель (т.е. государство) обязан производить ремонт в установленные сроки”. В этом году на капитальный ремонт зданий, построенных до 1989 года, из городского бюджета будет направлено почти 15 млрд. руб. “Мы и в дальнейшем будем выделять средства, чтобы максимально сократить количество домов, нуждающихся в ремонте”, — пообещал Юрий Лужков. Первыми в очереди оказались дома, в которых запущен механизм формирования товариществ собственников жилья, — без материальной помощи ТСЖ разорятся. Список зданий, которые будут профинансированы в приоритетном порядке, должен быть составлен к 1 сентября.
Однако конкретные схемы поддержки пока не определены. Перечислять деньги как прежде, дирекциям единого заказчика (ДЕЗам) неэффективно, а отдать все на откуп коммерческим структурам — опасно. “Если мы все пустим на самотек, то ситуация с обманутыми вкладчиками покажется нам цветочками”, — считает заместитель председателя комиссии столичной Думы по городскому хозяйству Валерий Скобинов. По мнению депутата, для начала на базе дирекций можно было бы создать акционерные общества со 100% капитала в собственности города. “В этом случае столичные власти будут нести ответственность за расходование средств”, — говорит Скобинов.
В горадминистрации понимают, что выделяемые из бюджета суммы — это капля в море, поэтому рассчитывают на помощь федерального центра. По мнению столичных чиновников, деньги из государственной казны должны пойти прежде всего на модернизацию домов, которые в свое время были переданы в ведение городского правительства различными министерствами и ведомствами, не имевшими средств на содержание жилого фонда. Валерий Скобинов вспоминает, как в 1994 году, будучи главой управы Покровское-Стрешнево, принимал от предприятий федерального подчинения жилье, которое больше походило на руины. “Это были слезы, но другого выхода не было, и мы взвалили на себя этот тяжелейший груз”, — рассказывает депутат.
В мэрии считают, что жилищный фонд пришел в упадок, потому что государство в течение многих лет тратило отчисления жителей на капремонт, составлявшие 2% от всех коммунальных платежей, не по назначению. “Эти деньги не вкладывались в капитальный ремонт, а использовались на другие цели, — возмущается Юрий Лужков. — Я показал квитанции по оплате ЖКХ министру финансов Алексею Кудрину и настаивал, что государство должно вернуть людям долги”.
До последнего времени Минфин оставался равнодушным к протестам столичного градоначальника. Однако в апрельском Послании Федеральному собранию Президент РФ Владимир Путин объявил о создании специального фонда по реформированию ЖКХ. Не прошло и двух месяцев, как депутаты Госдумы подготовили законопроект о создании государственной корпорации с уставным капиталом 240 млрд. руб., которая будет финансировать капитальный ремонт и отселение жильцов из аварийного фонда. Уже в этом году на эти цели выделяется около 10 млрд. руб.
Новая госкомпания будет работать на условиях софинансирования с регионами, при этом вклад каждого субъекта Федерации в общее дело составит от 10% до 85%. В российском правительстве не скрывают, что регионам-донорам, в частности Москве, на жирный кусок пирога рассчитывать не стоит. “Все регионы будут отнесены к пяти группам — высокообеспеченные и низкообеспеченные и т.д., соответственно, чем богаче регион, тем меньше он будет поддерживаться из фонда”, — объясняет механизм работы формируемой корпорации глава Росстроя Сергей Круглик.
В мэрии ломают голову над тем, как сделать процесс модернизации жилья привлекательным для частных инвесторов. В рамках обычного капитального ремонта сделать это вряд ли удастся. По окончании работ потенциальный инвестор должен получить дополнительные площади для коммерческой реализации и компенсации затрат. Поэтому в данном случае речь идет уже о реконструкции дома. “Пилотный” проект по модернизации пяти “хрущевок” постройки 60—70-х за счет инвестора реализуется в микрорайоне Кузьминки (ЮВАО). Эти здания будут надстроены на два этажа, в них появятся лифты и мусоропроводы, будет проведен комплексный ремонт квартир, включая замену инженерных коммуникаций и остекление балконов. Реконструкция проводится по немецким технологиям без отселения жильцов и занимает всего 4—5 месяцев, причем в каждой квартире бригада рабочих находится максимум неделю. За счет надстройки площадь пятиэтажки возрастет на 30%, а излишки будут проданы по цене $3—3,5 тыс. В случае удачи эксперимента в Кузьминках планируется модернизировать 13,7 млн. кв. м “хрущевок”.
Специалисты отмечают, что программа по обновлению жилого фонда становится сопоставимой по своему масштабу с сооружением новых домов, поэтому в структуре строительного комплекса Москвы создается специальное управление. Оно будет координировать работы по мониторингу состояния жилых зданий, разработке типовых проектов и, собственно, проведение капремонта. Городские власти хотят убить сразу двух зайцев: с одной стороны, повысить комфортность проживания горожан, а с другой — предотвратить кризис перепроизводства на крупных столичных ДСК, которые не могут загрузить свои мощности на полную катушку, даже осваивая площадки за пределами Москвы.




www.mk.ru
 


Главная Информация о реформе Новости События Публикации Экспертиза О проекте Форум Ссылки
на главную e-mail карта сайта