на главную e-mail карта сайта
Информационный центр реформы ЖКХ
поиск
+расширенный поиск
Новости | События | Публикации | Экспертиза | Форум | Ссылки | О проекте | ЖКС России | Реклама  
главная > Новости > Документы > План ГОЭЛРО в отдельно взятом районе

План ГОЭЛРО в отдельно взятом районе


26.06.2008

Согласно новой редакции Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вступившей в действие с 1 января 2006 года, для повсеместного внедрения была предложена схема, при которой администрацию района или города должен возглавлять наёмный менеджер, избранный на конкурсной основе, — так называемый сити–менеджер. Наши соседи, таймырцы, по–новому стали жить с января 2007 года сразу после преобразования ТАО в район. Олег Шереметьев — второй сити–менеджер в новейшей истории Таймыра, первым была Ирина Перетятко. В феврале этого года он выиграл конкурс и подписал контракт на три года.
ГОЭЛРО — государственный план электрификации России, разработанный в 1920 году в разгар гражданской войны и хозяйственной разрухи, дал толчок развитию отечественной энергетической отрасли.

План ГОЭЛРО предусматривал создание энергетической базы в новых промышленных районах и национальных республиках, а также укрепление энергетики старых промрайонов. Разработать и осуществить план по электрификации страны было поручено видным деятелям того времени, соратникам Ильича, Кржижановскому и Радченко. Было решено построить 30 электростанций, в том числе 10 ГЭС. Стоит отметить, что в то время татарская, тюменская нефти были ещё не разведаны, нефти Баку едва хватало на минимальные нужды; угля, кроме донбасского, не было; о газе не имели понятия. План, предусматривающий реконструкцию экономики России на базе газоэлектрификации всей страны, был рассчитан на 10–15 лет и в основном выполнен к 1931 году.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Таймырский муниципальный район.

Общая площадь — 889 тыс. км2 (36,9 процентов территории Красноярского края), что соответствует площади Англии, Франции и Нидерландов, вместе взятых. Это единственная территория Российской Федерации, полностью расположенная за пределами Северного полярного круга.

Таймырский (Долгано–Ненецкий) автономный округ образован 10 декабря 1930 г. постановлением ВЦИК в составе Красноярского края. До этого Таймыр входил в Енисейскую губернию с административным центром в Иркутске. Как субъект Российской Федерации существовал с 1992 года по 2006-й.

После проведенных референдумов, на основании Федерального конституционного закона от 14 октября 2005 г. № 6–ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано–Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа» с 1 января 2007 года Красноярский край, Таймырский (Долгано–Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа были объединены в новый Красноярский край, в составе которого Таймырский (Долгано–Ненецкий) автономный округ был преобразован в Таймырский муниципальный район.

В состав Таймырского муниципального района входят городские поселения: г. Дудинка и п. Диксон, сельские поселения: п. Караул и п. Хатанга.

ШЕРЕМЕТЬЕВ Олег Игоревич — руководитель администрации Таймырского Долгано–Ненецкого муниципального района.

Родился 24 июня 1970 г. в Брянске.

В 1992 году окончил Орловское высшее военное командное училище связи им. М. И. Калинина по специальности «Командная радиоэлектропроводная связь». С 1992 года проходил службу в п. Алакуртти Мурманской области: сначала в должности командира учебного взвода связи военной части, затем — заместителя командира и командира роты связи. После окончания военной академии связи в Санкт–Петербурге по специальности «Военное и административное управление» с 2000 по 2005 гг. служил в военной части п. Акташ Республики Алтай в должности заместителя начальника штаба — начальника отделения связи. В 35 лет вышел в отставку в звании подполковник.

Затем возглавил фирму отца — ООО «Клиника ГрандМедСервис» в Барнауле.

В 2006 году приехал на Таймыр. С октября 2006 года работал советником главы Таймырского муниципального района, затем — начальником управления информатизации и связи администрации Таймырского муниципального района.

Женат, двое детей. Жена работает в дудинской больнице медсестрой.

Отношение к графам Шереметьевым не имеет, родом из теркских казаков.
У новой власти весьма амбициозные планы. Прежде всего — газоэлектрификация всего района, а затем превращение Таймыра из вечно дотационного субъекта в донора, возможно, — всей страны, и ничего невероятного в этом нет. У Таймыра богатейшие недра, которые изучены лишь на три процента, при этом большую часть угля завозят из соседней Якутии. Свой рассказ о перспективах развития территории Олег Шереметьев решил начать с шахты «Котуй».

Новейшая Котуйская история

– Реконструкция шахты «КОТУЙ» — это наш первый серьёзный проект. В настоящий момент в посёлке Каяк уже есть угольный разрез — ОАО «Шахта «Котуй». Но вся проблема в том, что там осталось очень мало угля. В прошлом году было добыто двадцать тысяч тонн, в этом и следующем ожидается максимум пятнадцать, а Хатангскому поселению в год требуется почти шестьдесят. При такой низкой добыче шахту необходимо закрывать. Но открытие второго разреза спасло бы положение. Ведь запасы каменного угля у нас на территории уникальны по своим объёмам. Они залегают в трёх крупных угленосных бассейнах: Тунгусском, Таймырском и Ленском и достигают 92 миллиардов тонн. Потенциальные ресурсы углеводородов округа — около 20 процентов всех ресурсов Сибирской платформы. Бросать всё это, на мой взгляд, было бы преступно.

Кроме того, закрывая шахту, мы более трёхсот человек высококлассных специалистов, шахтёров и инженеров выгоняем на улицу. Многие из них приехали сюда ещё в сороковые годы, и деваться им теперь некуда. Сложились даже трудовые династии, поэтому разбрасываться таким человеческим капиталом было бы неразумно. Сейчас в администрации края нам удалось обосновать необходимость строительства второго разреза, более того, край и будет его инвестировать. Проект, конечно, очень затратный, около 750 миллионов рублей, но он того стоит. Освоить эти деньги мы планируем за три года.

Проект находится на экспертизе промышленной безопасности в Кемерово. Осуществив его, мы, прежде всего, обеспечим энергетическую безопасность района, сохраним жизнь в посёлке, обеспечим людей работой. Ещё раз хочу подчеркнуть, что мы просто обязаны сохранить кадровый потенциал, потому что, пусть не сейчас, пусть через десять лет, но Хатанга, как и весь Таймыр, будет развиваться. Обязательно будет построен морской шельф, будет востребован аэропорт, реконструкция которого уже началась — со взлётно–посадочной полосы, на что выделены деньги из федерального бюджета — 360 миллионов рублей. Кроме того, во Всероссийском НИИ атомного машиностроения мы заказали технико–экономическое обоснование реконструкции системы энергоснабжения Хатанги.

Для чего нам это надо? У нас есть свой уголь — самый высококлассный в мире. С таким углем работают в химической промышленности, мы же его пока жжём. Хочется его жечь более эффективно. Наш план — всё–таки построить в Хатанге мини–ТЭЦ с использованием паропоршневой установки. Этакий план ГОЭЛРО в отдельно взятом районе. Тем самым будет снижена нагрузка на бюджет края в части северного завоза, так как мы уходим от дорогостоящего дизельного топлива, на котором сейчас живёт всё поселение, снижаем потребление угля, пусть и не настолько, как хотелось бы, плюс удешевляем в три раза стоимость электроэнергии для потребителей.

От Пелятки до Носка

Второй наш амбициозный проект — газификация посёлка Носок. К сожалению, на Таймыре нет ни одного газифицированного посёлка, за исключением Тухарда. У нас уже есть предварительные расчёты по строительству газовой трубы от Пеляткинского месторождения до Носка. Согласно им, есть возможность установить в посёлке газотурбину. Кроме того, мы планируем построить там интернат на 250 мест — для детей, чьи родители ведут кочевой образ жизни. Это, опять же, новые рабочие места, это дети, получающие образование, это спокойные за своих детей родители.

Кадры решают всё

Конечно, осуществление новых масштабных проектов невозможно без специалистов. И у нас, как и везде, остро стоит кадровая проблема. Молодые специалисты не хотят ехать на Север. Во–первых, всё упирается в жилищный вопрос, во–вторых, в зарплату. Реальная зарплата приехавшего к нам молодого врача или учителя без «кавэшек» и «полярок» будет составлять от силы восемь–десять тысяч. На такие деньги прожить нереально даже одинокому специалисту, а многие из них к моменту приезда уже женаты и имеют детей. В прошлом году из–за отсутствия жилья мы потеряли прекрасного педиатра. Прожив три месяца в рабочем кабинете, он уехал. Поэтому на сегодня наша главная проблема — решить вопрос с доплатами и жильём. В этом году к нам уже приехала семья медиков, которую удалось обеспечить квартирой.

Также в 2009 году мы планируем в одном из посёлков построить фельдшерско–акушерский пункт. Буквально на днях проект пройдёт экспертизу. Это будет и медпункт, и жилище для сотрудника. В дальнейшем такая же постройка появится в Левинских Песках, а возможно, и в других населённых пунктах.

Построим домик на земле

Ну, коли уж мы заговорили о жилищном вопросе, следует сказать, что в районе есть своя муниципальная программа по переселению из ветхого аварийного жилья, в рамках которой мы переселим в квартиры, купленные за счёт бюджета в 2007–2008 годах, шестьдесят семь семей. Необходимость программы пришлось отстаивать в крае, но нам это удалось, поэтому она продолжает действовать. Плюс ко всему мы участвуем и в аналогичной краевой целевой программе. Правда, в ней есть один момент, который нас совсем не устраивает. Квартиры, приобретаемые за счёт бюджета, не должны быть старше пятнадцати лет. Учитывая возраст Дудинки, выдержать данное условие было фактически невозможно. Поэтому пришлось убеждать краевых чиновников сделать для нас исключение. Конечно, эта программа в основном действует в Дудинке.

Что касается строительства новых домов, в том числе и малоэтажных, то в последнее мы не можем вписаться по ряду объективных причин. И мы сообщили об этом губернатору Александру ХЛОПОНИНУ в последний его приезд. В наших условиях строительство в посёлках, в том же Карауле, Хатанге или Носке, восьми–, шестнадцатиквартирных домов очень затратно, начиная с того, что для них нет необходимых строительных площадок. Но сейчас мы налаживаем контакты с компаниями, производящими по передовым технологиям так называемые «канадские сэндвичи» — сборно–щитовые домики на двух хозяев, адаптированные к северным условиям. Параллельно для краевой администрации мы готовим предложения о внесении в краевую программу изменений, которые бы учитывали особенности строительства малоэтажных домов на Таймыре. Со своей стороны мы проводим экспертизу предложенных вариантов, для того чтобы выбрать наиболее оптимальный, и в бюджете следующего года планируем средства на малоэтажное строительство. Ну, а в этом году в посёлке Носок благодаря тому что МУП ЖКХ сельского поселения Караул имеет положительный баланс, хозяйство своими силами строит, именно по новым технологиям, двухквартирный дом. Во–первых, он сам по себе — чудо для всего посёлка, но есть и другое чудо — для всего Севера: мы добились того, что коммунальное хозяйство стало рентабельным. Я всегда утверждал, что там, где всё подсчитано, всё рентабельно. Деньги любят счёт. Ну а в самой Дудинке в перспективе мы займёмся двумя недостроенными домами.

Таймырские миллионы

Наша главная, основная и самая насущная проблема — трудная транспортная доступность и высокие цены на энергоресурсы. Всё остальное при правильном менеджменте абсолютно решаемо, и когда–нибудь случится так, что наш муниципальный район из дотационного превратится в донора.

Я в этом не сомневаюсь, потому что к тому есть все предпосылки. Таймыр — наименее изученный регион России. Несмотря на это, база сырьевых ресурсов полуострова оценивается как значительная. Имеются запасы каменного угля, нефти, газа, золота, молибдена, меди, титана, полиметаллов, сурьмы, бора, ртути, фосфоритов, железа, танталониобатов и так далее. Открыты месторождения графита, термоантрацита и ограночного хризолита. Таймыр — единственный газодобывающий район на севере Восточной Сибири. Практически вся его территория состоит из нефтегазоносных площадей. Общие геологические запасы нефти — 27 млрд. тонн (200 млрд. баррелей). Открыто 46 месторождений нефти, газа и газоконденсата, но промышленная эксплуатация ведётся только на одном газовом месторождении. Большинство месторождений — перспективные участки. Полуостров содержит более половины мирового запаса технических алмазов.

На саммите в Петербурге президент серьёзно поставил вопрос о разработке энергоресурсов (после этого ушёл в отставку Чубайс. — Авт.). Уже и на правительственном уровне есть понимание — нефть и газ дешёвыми не будут, а значит, нужно искать и развивать другие ресурсы. И кажется, впервые было озвучено, что разработки и вложение денег в это будут вестись на тех территориях, где нет транспортной сети, где нет трубопроводов, где практически нет никакой доступности, где придётся строить причалы и где, возможно, придётся добывать эти ресурсы под большим слоем воды. А какая, как не наша, таймырская, территория больше всего подходит под эти все вышеперечисленные особенности?! Так что у Таймыра есть будущее, и очень даже перспективное.




Источник: gazetazp.ru
 


Главная Информация о реформе Новости События Публикации Экспертиза О проекте Форум Ссылки
на главную e-mail карта сайта