на главную e-mail карта сайта
Информационный центр реформы ЖКХ
поиск
+расширенный поиск
Новости | События | Публикации | Экспертиза | Форум | Ссылки | О проекте | ЖКС России | Реклама  
главная > Новости > Ситуация в отрасли > "Ветхого жилья быть не должно" -

"Ветхого жилья быть не должно" -


28.11.2007

Состояние жилого фонда, качественное его обслуживание, а также расселение граждан из аварийного и ветхого жилья являются частью национальной программы “Доступное и комфортное жилье — гражданам России”. В минувший понедельник, 26 ноября, этим вопросам было посвящено очередное совещание межведомственной рабочей группы при полномочном представителе Президента России в Уральском федеральном округе. Оно прошло в режиме видеоконференции.

Наряду с позитивными результатами, отметил заместитель полномочного представителя Виктор Басаргин, есть настораживающие моменты. В частности, растут цены на жилье.

— Если одна из целей национального проекта — доступность жилья, то мы приближаемся к реализации этой цели очень и очень медленно, — сказал он. — Даже несмотря на рост заработной платы у населения.

Несколько смягчает ситуацию развитие ипотечного кредитования в Уральском федеральном округе. По сравнению с прошлым годом выдано кредитов более чем в два раза. Но это, как было сказано, не решает проблему кардинально. Помимо строительства жилья есть еще одна задача — обновление жилого фонда, внедрение технологических новинок при его обслуживании, развитие конкурентной среды в управлении жилищным фондом.

Ситуация в субъектах далеко не одинакова. К примеру, в Екатеринбурге 80 процентов составляет благоустроенное жилье, которое обслуживают 205 управляющих компаний, из них 50,2 процента — частной формы собственности, то есть можно уже говорить о сложившемся рынке жилищно-коммунальных услуг. В Челябинской области также большинство управляющих компаний частные — 78,6 процента. Здесь активно работает программа по переселению из ветхого жилья. Так, с 2002 года переселено уже 546 семей. При этом не только за счет областного, но и федерального бюджета.

А вот в Курганской области реализация положений Жилищного кодекса затягивается. Выбор формы управления жилыми домами только начинается, и пока лишь 2,8 процента домов образовали ТСЖ, а 9,5 процента выбрали управляющие компании. По словам представителя Курганской области, население не торопится выбирать способ управления, так как 50 процентов домов требуют капитального ремонта, а на его проведение в бюджете области нет достаточных средств. Надежда — на помощь из федерального бюджета. Плохо идет и акционирование муниципальных управляющих компаний. Причина опять же экономическая: недостаточность материально-технической базы предприятий ЖКХ.

Тюменская область выглядит вполне достойно. 68 процентов муниципальных домов переданы на обслуживание управляющим организациям, на 277 домах — это 10 процентов от общей площади жилья — созданы ТСЖ, в непосредственное управление перешли 4 процента домов, подлежащих передаче. Оставшиеся муниципальные дома будут переданы в управление на основе открытых конкурсов, которые начнутся с 1 января 2008 года. Эти цифры сообщил Евгений Мискевич, директор департамента жилищно-коммунальной политики областного правительства. В области сформирована конкурентная среда по управлению жилищным фондом, подчеркнул он. Так, в Тюмени работают 35 частных управляющих компаний, в Тобольске весь жилой фонд находится в управлении частных компаний, в Ишиме действуют шесть частных и одна муниципальная управляющая компания.

В области еще в 2006 году отработана схема капитального ремонта домов, выбравших форму управления. Особенностью ее является долевое участие собственников квартир в расходах на капитальный ремонт в размере 5-10 процентов от сметной стоимости. Это дает возможность избежать проведения конкурсов на строительно-монтажные работы и ускорить начало самих ремонтных работ. Намеченная на 2008 год программа капитального ремонта увеличит долю отремонтированного жилья до 19 процентов. В области принят закон, освобождающий ТСЖ и ЖСК от налогов на имущество. Высвобожденные средства будут направлены на капитальный ремонт домов.

Можно сказать, что реализация положений Жилищного кодекса идет у нас в регионе достаточно активно, и сегодня работа органов власти, подчеркнул Евгений Мискевич, сосредоточена в трех направлениях. Первое — регулирование взаимоотношений ТСЖ и управляющих компаний с энергоснабжающими организациями, второе — усиление технического надзора за качеством капитального ремонта и, наконец, разработка механизмов накопления собственниками средств на капитальный ремонт, который будет необходим в дальнейшем. Директор областного департамента ЖКП отметил и существование кадровой проблемы: в отрасли недостаточно специалистов как руководящего звена, так и рабочих. В этом направлении также ведется работа на уровне государственного заказа с учебными заведениями.

Еще одна проблема, которая должна решаться на уровне Федерации, сказал Евгений Мискевич, это статус расчетно- информационного центра. В Жилищном кодексе нет такого понятия, и потому информационную базу, которая была создана в ТРИЦе и позволяла рассчитывать льготы и субсидии, приходится теперь раздавать по управляющим компаниям и ТСЖ. Это не способствует достоверному анализу и контролю за начислением льгот и субсидий.

Снос ветхого и аварийного жилья является общей проблемой для Уральского федерального округа. В Тюмени она решается с 2002 года, так, на 2008 год на переселение семей запланировано более одного миллиарда рублей. Кстати, в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре эта проблема одна из самых острых. Как сообщил представитель округа, характеристика жилищного фонда по типам зданий выглядит следующим образом: 73 процента — в капитальном исполнении, 23 — в деревянном, при этом более 1 миллиона 800 тысяч квадратных метров — ветхое и аварийное жилье. Это 6,8 процента от общего жилого фонда, в то время как средний показатель по России — 3,1 процента. Однако, по данным социологических исследований, которые в округе проводятся регулярно, население считает, что 29 процентов жилищного фонда требует реконструкции, капитального ремонта или сноса. В округе работает программа переселения граждан из ветхого жилья, рассчитанная до 2015 года. Общая стоимость программы более 23 миллиардов рублей.

В Ямало-Ненецком автономном округе ситуация несколько иная. В частности, здесь имеет свою специфику работа по капитальному ремонту домов. Согласно местным законодательным актам, зеленую улицу получили ТСЖ. Они пользуются преимущественным финансированием из средств местных бюджетов на капитальный ремонт, вдобавок объем расходов на капремонт устанавливается согласно решению общего собрания собственников квартир. Они определяют качество материалов, сроки, ход проведения ремонта и так далее.

Участники совещания получили информацию о необходимости жестко контролировать исполнение нормативов при строительстве нового жилья. Немало примеров, когда здания рушатся, не успев начать эксплуатироваться, в связи с тем, что там нарушаются нормативы по всем показателям.

Подводя итоги совещания, Виктор Басаргин подчеркнул, что из всех национальных проектов “Доступное и комфортное жилье” является самым востребованным, его поддерживают 90 процентов населения. Это подтверждают многочисленные социологические опросы. Но при этом лишь 4 процента граждан отмечают, что смогли улучшить свои жилищные условия — таков КПД реализации программы. Поэтому, несмотря на положительные моменты в отдельных регионах, работу по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья, по созданию новых управляющих компаний и ТСЖ в Уральском федеральном округе признать в целом удовлетворительной нельзя.

Людмила ЗАПРУДИНА





Источник: www.t-i.ru
Автор: Людмила Запрудина
 


Главная Информация о реформе Новости События Публикации Экспертиза О проекте Форум Ссылки
на главную e-mail карта сайта