на главную e-mail карта сайта
Информационный центр реформы ЖКХ
поиск
+расширенный поиск
Новости | События | Публикации | Экспертиза | Форум | Ссылки | О проекте | ЖКС России | Реклама  
главная > Экспертиза > Ситуация в отрасли > Право выбирать

Право выбирать


14.02.2006

Кому не нужен Жилищный Кодекс России или что выигрывают потребители коммунальных услуг




О том, какие на самом деле возможности дает населению новый Жилищный кодекс, рассуждает Геннадий Васильевич Лобок, независимый эксперт, Советник президента управляющей компании ООО ПФ "Фрегат".


Вокруг нового Жилищного кодекса было очень многи разговоров. Все его ждали и думали, что после его принятия начнутся реальные реформы в жилищной сфере. Кодекс принят, начал действовать, а реформ как не было, так и нет.
Многие его ругают, требуют или полной, или частичной отмены, причем громче всех это делают те, кто голосовал за его принятие.
Партия «Родина» проводила научно-практическую конференцию по обсуждению Жилищного кодекса, на которую вместе со мной были приглашены депутаты Госдумы. Все выступающие до меня ругали Жилищный кодекс, говорили о том, что он направлен против людей, цитируя статьи кодекса с искажениями. Из выступлений критикующих я понял, что они даже не читали то, что критикуют. Когда я попытался в своем выступлении поспорить с предыдущими ораторами и дословно процитировать те статьи кадекса, которые подверглись резкой критике из-за неправильного их изложения, меня прервали, и я вынужден был уйти с конференции. Зачем собравшимся нужно было такое обсуждение и ваедение в заблуждение людей, мне непонятно. Результатом конференции было принятие решения о необходимости отмены Жилищного кодекса. Причем в перечне должностных лиц, принявших решение, была и моя фамилия.
Мне потом пришлось долго объяснять коллегам, что же на самом деле произошло на этой конференции и что я не являюсь соавтором этой резолюции.
Что хорошего в кодексе?
То, что жителям при выборе способа управления домом не обязательно создавать юридическое лицо. В законе сказано: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, каждому дана возможность выбора способа управления домом. Погоня за ТСЖ и желание чиновников сделать все дома ТСЖ, не выдерживает критики.
Сравним, как обстоят дела с созданием ТСЖ в мире.

Вид городского жилья Россия Москва В среднем по Западной Европе
Частный дом односемейный 20% - 30%
Кооператив кондоминиум 10% 10% 20%
Частный доходный дом - - 40%
Дома муниципального фонда - - -

То есть ТСЖ в Европе где-то 20%, а в США - около 25%. И в этих странах совершенно другие законы создания ТСЖ, вернее другие подходы к их формированию.
Главные вопросы, стоящие сегодня перед населением, это: как управлять, сколько платить за содержание дома, текущий и капитальный ремонты, приватизация, прописка детей, родителей, мужа, жены, возможности улучшения жилищных условий. Новый Жилищный кодекс позволяет их решать.
Однако самый главный вопрос - о выборе способа управления, - как показала практика, решить жители не могут. Власти практически еще год тому назад, т.е. с момента введения в действие Жилищного кодекса предоставить возможность жителям проводить собрания с теми управляющими организациями, которые есть, а их достаточно много, а после марта 2006 года, в том случае, если жители не сделали свой выбор, провести среди управляющих организаций конкурс и отдать на управление дома этим организациям.
Но ДЕЗам была дана команда - обходить дама с подписными листами и предупреждать жителей о том, что, если они не выберут ДЕЗ, то придут частные управляющие организации, обворуют всех и скроются.
Мне понятно, почему так происходит. Потому, что чиновник в этом случае теряет власть и контроль над денежными потоками. Потому, что управляющая организация обязана будет отчитываться перед жителями домов, заключивших с ней договоры на управление и обслуживание, а жители, изучив Жилищный кодекс, узнают о своих правах и обязанностях, будут контролировать и расходование средств, и состояние дома.
Частные управляющие организации, выиграв конкурс или убедив жителей работать с ними, начнут разрушать сложившуюся в Москве модель управления и движения денежных потоков.
Они откажутся от промежуточных звеньев в виде ЕИРЦ, банков. Напрямую начнут получать платежи населения и дотации из бюджета. Если этих средств не будет хватать, то управляющая компания проведет co6paние жителей, на котором будет решать вместе с жителями, какие работы надо делать и в какой последовательности, объяснив собранию, чем это вызвано.
Уже сегодня москвичи оплачивают 100% газоснабжения, электроэнергии – 88%, мусора – 74%, тепло – 62% вода – 94%. Причем, платят одинаково: и бедные, и богатые. Я не буду приводить средние зарплаты по отраслям, только скажу, что в Москве, примерно 20% жителей живут ниже черты бедности. Добавим еще 20%, которые находятся на грани перейти эту черту. Вот этим людям давайте дадим субсидии, а 60% жителей должны и могут оплачивать возмездно величину услуг.
Естественно, и для бедных и для богатых неплохо было бы, чтобы государство разобралось с тарифами на тепло и на воду. Приведу лишь несколько маленьких примеров. В расчете платы за отопление фигурирует общая площадь квартиры, в то время как помещение ванной комнаты и туалета отапливается, так называемой обраткой, - полотенцесушителем. В Москве 3 миллиона квартир со средней площадью ванной комнаты 1,7 кв.м , что составляет 5 млн. 100 тыс. кв.м. Стоимость отопления 1 кв. м сегодня 8 руб. 80 коп., т.е., примерно, 45 миллионов рублей в месяц переплачивают москвичи. Много эта или мало?
Мосводоканал включил в тариф содержание всех своих объектов соцкультбыта. Необходим правдивый аудит всех тарифов. Только тогда мы сможем добиться их оптимизации и забудем о слесаре из анекдота, которого спрашивают:
«- А ты можешь после 3-го стакана водки работать?
- Работаю же».




Информационный центр реформы ЖКХ

Автор: Лобок Г.В.
Информационный центр реформы ЖКХ
 


Главная Информация о реформе Новости События Публикации Экспертиза О проекте Форум Ссылки
на главную e-mail карта сайта