на главную e-mail карта сайта
Информационный центр реформы ЖКХ
поиск
+расширенный поиск
Новости | События | Публикации | Экспертиза | Форум | Ссылки | О проекте | ЖКС России | Реклама  
главная > Экспертиза > Тарифы > Тарифное регулирование: стремление Правительства достичь временного ограничения темпов роста инфляции за счёт внесения поправок в 210-й Закон не является верным

Тарифное регулирование: стремление Правительства достичь временного ограничения темпов роста инфляции за счёт внесения поправок в 210-й Закон не является верным


13.02.2006



Сергей Дячук, генеральный директор , комментирует ситуацию с ростом коммунальных тарифов и последствиями принятия закона «О внесении изменений в федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации».

30 декабря 2004 г.


№ 210-ФЗ


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОСНОВАХ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАРИФОВ ОРГАНИЗАЦИЙ
КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА


Принят
Государственной Думой
22 декабря 2004 года

Одобрен
Советом Федерации
24 декабря 2004 года


"Статья 10. Обеспечение финансовых потребностей, необходимых для реализации инвестиционной программы организации коммунального комплекса
    1. Финансовые потребности организаций коммунального комплекса, участвующих в реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, которые необходимы для реализации их инвестиционных программ, обеспечиваются за счет средств, поступающих от реализации товаров (оказания услуг) указанных организаций, в части установленных надбавок к ценам (тарифам) для потребителей данного муниципального образования (части территории этого муниципального образования), а также за счет платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения.
    2. Выбор способов обеспечения финансовых потребностей организации коммунального комплекса, необходимых для реализации ее инвестиционной программы, осуществляется представительным органом муниципального образования исходя из:
      1) оценки доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса;
      2) оценки результатов реализации инвестиционной программы организации коммунального комплекса:
        а) для населения муниципального образования;
        б) для потребителей отдельных видов товаров и услуг организации коммунального комплекса на всей территории муниципального образования (части территории этого муниципального образования);
        в) для лиц, осуществляющих строительство и (или) реконструкцию зданий, строений, сооружений, иных объектов.


    Статья 13. Период действия тарифов и надбавок
      1. Тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, установленным статьей 14 настоящего Федерального закона.
      2. Период действия тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, период действия тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, период действия тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, а также период действия надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса определяется устанавливающим их органом регулирования. Период действия надбавки для потребителей устанавливается представительным органом муниципального образования. В случае совместного регулирования тарифов и надбавок органы регулирования субъектов Российской Федерации и органы регулирования муниципальных образований устанавливают их согласованно по периодам действия тарифов и надбавок.
      3. Период действия тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса не может быть менее одного года и должен соответствовать сроку реализации производственной программы организации коммунального комплекса.
      4. Период действия тарифов организаций коммунального комплекса на подключение и период действия надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса не могут быть менее трех лет каждый и должны соответствовать срокам реализации их инвестиционных программ (этапов их инвестиционных программ).
      5. Период действия тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры не может быть менее одного года.
      6. Период действия надбавки к ценам (тарифам) для потребителей в размере, необходимом для финансового обеспечения утвержденной инвестиционной программы организации коммунального комплекса, устанавливается на срок реализации данной инвестиционной программы (ее этапа).
      7. В период действия надбавки для потребителей, установленной в соответствии с частью 6 настоящей статьи, по решению представительного органа муниципального образования может производиться изменение (увеличение или уменьшение) размера надбавки для потребителей в связи с утверждением новых инвестиционных программ и (или) в связи с окончанием сроков реализации инвестиционных программ. При этом данное изменение размера надбавки для потребителей производится с учетом обеспечения финансовых потребностей организаций коммунального комплекса, необходимых для реализации как действующих инвестиционных программ, так и новых инвестиционных программ.
      8. Изменение (увеличение или уменьшение) размера надбавки для потребителей может производиться не чаще одного раза в год.

    - Приведенные выше выдержки из ФЗ 210 "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" отражают фактически не работающие положения этого закона после принятия т.н. индексов.



    Ранее принятый Закон (Федеральный закон № 210-ФЗ от 30.12.2004 г. «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса») позволял муниципалитетам самим устанавливать тарифы на холодное водоснабжение и канализование, вывоз мусора, и определять инвестиционные надбавки к тарифам на тепло- , водо- и электроснабжение. При этом срок установления тарифов и надбавок мог превышать один год и устанавливаться на весь период окупаемости инвестиций. В Законе чётко оговаривались функции органов власти всех уровней, в том числе и по регулированию процесса тарифообразования, и по контролю за ним. В результате понятности властных полномочий и декларированной стабильности многие серьёзные инвесторы уже пошли в ЖКХ для реализации, совместно с муниципальными властями, проектов реконструкции и нового строительства объектов и коммуникаций. Положения ФЗ №210 должны были вступить в силу с 1 января 2006 года.

    "Ё-моё, что ж я сделал?"
    В течение 2005 года Правительство и депутаты наблюдали, как муниципалитеты и РЭК готовятся к наступлению 2006 года.
    Естественно, в ожидании Инвесторов, муниципалитеты, в которых работают здравомыслящие руководители, постарались привести тарифы к более-менее реальным значениям, отражающим не ПОЛИТИЧЕСКУЮ, а ЭКОНОМИЧЕСКУЮ составляющую тарифов. То есть – повысить тарифы до уровня экономической целесообразности деятельности предприятий ЖКХ.
    В то же время, Правительством не были выполнены обязательства по разработке и утверждению единой методики расчёта тарифов, разработке правил и определению порядка взаимодействия участников процесса тарифообразования, а также методики проверки и контроля.

    Остановить инфляцию?
    Стремление Правительства достичь временного ограничения темпов роста инфляции за счёт внесения поправок в 210-й Закон понятно, но не является верным в перспективе. Принятые поправки к указанному закону дают возможность кратковременно ограничить рост коммунальных тарифов для населения, но отторгают от ЖКХ инвесторов и ставят страну перед необходимостью изыскивать, по оценкам экспертов, более чем 20 млрд. долларов только на оздоровление ситуации с водоснабжением и канализованием. В сфере тепло- и электроснабжения эти цифры будут ещё значительнее.
    Кроме этого, Попытка остановить (уменьшить) темп роста инфляции, предпринятая правительством, по меньшей мере, затрудняет выполнение второй задачи Правительства: удвоение ВВП. Жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ), как любой другой продукт, являются одной из его (ВВП) составляющих.

    Привлечь в ЖКХ инвестиции?
    Внесенные Законом №184 от 26 декабря 2005 года поправки в ФЗ №210 приведут также к проблемности планирования и реализации долгосрочных проектов (а в ЖКХ быстро окупаемые проекты практически отсутствуют), и приостановке активности частных инвесторов в отрасли, вследствие резкого снижения привлекательности рынка жилищно-коммунальных услуг для инвестиций. Консервируется существующая ситуация в ЖКХ (убыточность, дотационность, низкое качество или нехватка ЖКУ).
    При этом тарифы всё равно будут расти в пределах устанавливаемых индексов, но рост тарифа без улучшения услуги – ещё более необъясним для потребителя (населения), чем рост тарифа с видимыми последствиями улучшения и перспективой снижения темпа роста тарифа по факту завершения инвестиционного процесса.
    Интересные факты: 1) во всех, посещённых специалистами нашей фирмы в январе 2006 года муниципальных образованиях, тарифы возросли ровно на 20%, то есть, как раз на максимальный индекс!
    2) инфляция за январь 2006 года ещё 25 января оценивалась Росстатом в 2,6%, но в итоге составила 2,4%. Для сравнения – инфляция за тот же период 2005 года – 2,6%.

    Затратный метод
    Остановить рост тарифов при существующей системе их образования (затратный метод) невозможно без дополнительных дотаций в ЖКХ конкретным предприятиям, недополучающим денег не только на реконструкцию, но и на поддержание инфраструктуры в жизнеспособном состоянии. Затратный метод тарифообразования не стимулирует предприятия ЖКХ вообще заниматься реконструкциями и повышением надёжности, то есть, чем хуже – тем лучше.
    Следствием сложившейся ситуации станет то, что с принятием поправок снизится темп инфляции, но заморозится существующая ситуация в ЖКХ. Сколько времени потребуется на понимание сути стратегического заблуждения, сказать трудно. Видимо, до наступления системного кризиса, или до появления Государственной программы, аналогичной ныне объявленным. Но для этого придётся всем миром объяснять малоперспективность принятого в спешке решения.

    Муниципалитеты в стороне
    Не дает пока возможности влиять на тарифное регулирование и закон о местном самоуправлении. Закон о МСУ затрудняет возможности раздробленных муниципалитетов по оказанию влияния на процесс тарифообразования (за исключением ряда оставленных им функций, например, по присоединению к сетям). Процесс передачи функций низовых МО наверх уже происходит, но займёт определенное время. После укрупнения возможностей вновь образованных МО на каком-то уровне (районный дореформенный, межрайонный. Возможно – областной), можно будет вести речь о влиянии местного самоуправления посредством делегированных прав. Естественно, как любое делегирование, влияние это ожидается на уровне влияния рядового избирателя на депутата, например, Государственной Думы.

    Вывод:
    Без инвестиций в ЖКХ невозможно ожидать естественного, а не принудительного снижения или остановки темпов роста тарифов для потребителей, а серьёзные инвестиции в жилищно-коммунальное хозяйство страны невозможны без точных и на длительный период установленных правил взаимоотношений Государства и бизнеса в этой сфере.

    Что делать?
    Таким образом, для формирования адекватной, обоснованной системы тарифообразования, необходимо следующее:

      1. Правительству необходимо выполнить требования статьи 4 п.1 ФЗ №210 от 30 декабря 2004 года по разработке и утверждению единой методики расчёта тарифов, разработке правил и определению порядка взаимодействия участников процесса тарифообразования, а также методики проверки и контроля.

      2. После разработки и утверждения ясных и конкретных правил работы всех уровней власти, можно будет объективно оценить сложившуюся ситуацию с тарифообразованием в стране. При гарантиях стабильности условий и правил в отрасли, инвестиции в ЖКХ неизбежны. Тем более, что инвестиционную составляющую, как правило, вполне можно изыскать в существующих тарифах на ЖКУ.

      3. Правительство должно понять, что лучшим и наиболее объективным регулятором процесса тарифообразования является само население, которое избирает муниципальное руководство и вправе требовать от него как соблюдения качественно-количественных показателей ЖКУ, так и регулирования стоимости ЖКУ.



Информационный центр реформы ЖКХ

Автор: Дячук С.А., генеральный директор компании "Региональные энергетические системы"
Информационный центр реформы ЖКХ
 


Главная Информация о реформе Новости События Публикации Экспертиза О проекте Форум Ссылки
на главную e-mail карта сайта